Церковь Святого Великомученика Дмитрия, Репинное
20.04.2018 / Автор: Седойкін Василь
Первое упоминание о церкве встречается в письменных источниках 1457 года. По легенде, первая церковь имела форму дома и стояла на берегу за рекой, где поселок Монинци. Другая церковь была сооружена из дубового дерева на подсыпаном участке у болотистой местности Бодрук, в центре нынешнего села. Легенда рисует драматический финал ее существования - церковь поглотила мочаристая земля.Дмитриевская церковь, построенная с еловых брусьев 1780 года, является прекрасным образцом распространенного на межгорной Верховине «готического» стиля. Это довольно большая церковь - внушительные размеры срубов, крутые склоны крыш, башня строгой формы придают сооружению монументальность. На главном фасаде шесть резных столбиков поддерживают опасение, выше опасение устроено с трех сторон аркаду нижних голосниць, башня над притвором покрыта восьмисхилим шатром, который переходит в высокий шпиль. Церковь не отличается общими формами от «барочных» церквей, «готическим» является лишь шпилясте завершения башни. В интерьере неф и алтарный сруб перекрыты арочными сводами. Сохранилсь замечательные резьбы ХVIII века и более позднего времени. Свитыч вырезал соймивський мастер Дмитрий Фичоряк и Михаил Кинч.
Датируется церковь разными годами второй половины XVIII столетия. Устоявшейся датой является 1780 год, хотя 1751 год в селе упоминаются две деревянные церкви Св. Великомученика Дмитрия. Больше, у которой жил настоятель, была в хорошем состоянии, покрытая шингламы. Имела все образы, все церковные книги и два колокола. «Вишня церквей же без книг, звони два, снаряды к Литургия нужны и образы, нич другое не имеет».
В советский период антирелигиозная кампания приобретала время особенно варварского характера. Коммунистические руководители втайне выискивали по селам деклассированных лиц, за бутылку водки или вознаграждение могли поджечь церковь. Таким образом были уничтожены замечательные церкви в соседних селах Майдан и Сойми. В начале 1970-хх годов была попытка поджога репинськой церкви, но крестьяне установили дежурство и вовремя погасили огонь. С 1993 года церковь вновь греко-католическая. К сожалению, в начале 1990-хх перерисовано древние иконы, а осенью 1995 года все сооружение обили железом. Усилиями греко-католической епархии и епископа Милана Шашика розрозблено план полной реставрации церкви. Средствами помогла римско-католическая епархия немецкого города Кельн при посредничестве французского журналиста Доминика Комбета.
загрузка карты...
Комментарии